Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Нижнемамонский детский сад № 8 

Верхнемамонского района Воронежской области»

 

 

ПРИНЯТА                                                                        УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом                                                   Заведующая МДОУ

МДОУ «Нижнемамонский                                                 «Нижнемамонский

детский сад № 8»                                                                детский сад №8»

«  9    » июня2011г.                                                                  Лукьянчикова В.В.

Протокол №6                                                                  « 10 » июня 2011г. 

 

 

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПЛАН-ПРОГРАММА

«ЗДОРОВИЧОК»

 

 

 

с. Нижний Мамон
Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье.

Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры.

Много лет назад немецкий ученый М. Пешенкофер писал:

«…не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчета, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаем цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных».

Русская пословица очень ярко иллюстрирует эту мысль немецкого ученого: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – все потерял».

В последние годы существенно вырос интерес к здоровью специалистов различных областей. Интерес к нему связан с той ролью, которое оно играет в процессе формирования и развития личности, а следовательно, настоящего и будущего общества в целом.

Особенно заставляет обратить на себя внимание здоровью будущего поколения. Обладая врожденной защитой, ребенок очень чутко реагирует на происходящие в обществе изменения в системе внутрисемейных отношений и социально-культурного сообщества, в которое он попадает в первые годы своей жизни.

В связи с кризисным состоянием современного общества увеличивается число заболеваемости и инвалидности детей в ранние годы. Дошкольное детство – короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет огромное значение, так как развитие идет бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребенка. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью.

Все лучшее общество стремиться отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения Земли, и забота об их будущем является одной из основных задач государства.

Здоровье детей – это будущее страны, здоровье основных ее институтов. Статистики подсчитали, что если устранить нездоровое поведение членов семьи (и детей и взрослых), лежащее в основе большей части болезней, риск развития многих заболевания и отклонений в развитии ребенка может уменьшиться более чем наполовину. Однако здоровье не существует само по себе раз данное, постоянно и неизменно. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранить и улучшить здоровье  - огромная каждодневная работа, начиная с  рождения. И особое значение принадлежит первым годам жизни ребенка.

Неуклонно уменьшается число здоровых детей, одновременно с этим возрастает количество детей-инвалидов. Растет число детей, страдающие заболеваниями нервной системы, органов чувств, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта и др.. Особую озабоченность общества вызывает детский травматизм, наркомания и токсикомания, табакокурение.

В настоящее время пути и средства оздоровления детей-дошкольников сводится в основном к комплексу профилактических мероприятий, то есть утверждается принцип «Здоровье – это отсутствие болезней».

В современных экономических условиях из-за недостаточного финансирования в здравоохранении снижается объем профилактической работы. В связи с этим возрастает значение воспитания здорового образа жизни каждого человека. Актуальным становится утверждение Н. М. Амосова: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».

В этих условиях особенно важной становится задача сохранение и укрепления здоровья детей в процессе дошкольного образования и воспитания. Эта задача должна решатся не только с помощью медицины, но и с использованием педагогических методов, путем внедрения способов и средств неспецифичной профилактики заболеваний.

Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные паталогии здоровья и пути их исправления: основы управления собственным здоровьем и выживания в современных условиях жизни, т. е. уже с раннего возраста ребенок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, учителем, психотерапевтом, тренером. Он должен получить базовые знания, которые помогут ему в дальнейшей жизни.

Учится управлять своим здоровьем следует с самого рождения, и успех такого обучения на начальном этапе зависит от знаний и умений  воспитателей и педагогов.

В настоящее время проблемы здоровья и подготовки детей к школе стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей.

Для решения этой проблемы в детском саду разработана комплексная система оздоровления детей, включающая лечебно - профилактическую и физкультурно-оздоровительные мероприятия, которую постоянно совершенствуем.

Система предлагает обеспечения необходимых условий: помещения, медицинской аппаратуры, дорожек здоровья, спортивного оборудования, атрибутов для игр, фито бара. Физическое развитие - здоровье детей неразрывно с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием, поэтому мы придумали интерьеры ­­­групповой комнаты и других помещений, организация уголков уединения.

Здоровья сберегающую среду надо рассматривать как комплекс социально – гигиенических, психолога – педагогических, экологических, физкультурно–оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в семье и детском саду.

К основным характеристикам этой среды относится:

- морально – психологический климат;

- экологию и гигиену;

- современный дизайн;

- рациональный режим жизни, труда и отдыха;

- современные образовательные программы, методики и технологии.

В основу разработки концептуальных направлений развития закладываем следующие задачи.

● Формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

● Использование в образовательной деятельности детского сада духовно – нравственного и культурного потенциала села, ближайшего окружения, воспитания детей на традициях русской культуры.

● Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

● Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

Ведущими принципами организации здоровье сберегающей среды является:

- динамизм (возможность изменения, преобразования);

- открытость (связь с другими социальными институтами, с социумом в целом);

- гибкость (учет возможностей как субъектов образования, так и социально-культурного пространства);

- саморазвитие и взаимосвязь педагогических подсистем (воспитание, образование, развитие, управление).

В основе здоровьесберегающего аспекта лежат основные положения, разработанные доктором медицинских наук Ю.Ф.Змановским:

  ● применение психогигиенических средств и методов;

  ● реализация оригинальной системы закаливания;

  ● создание условий для оздоровительных режимов.

Важнейшим разделом программы является рациональная организация двигательной активности детей на открытом воздухе, при разработке которой мы руководствовались такими положениями как

  ● необходимость преобладания циклических, прежде всего беговых, упражнений и их комбинаций;

  ● целесообразность частой смены упражнений, при многократной (8-12 раз) повторяемости каждого;

 ● необходимость формирования у детей осознанного отношения к выполнению упражнений;

 ● обеспечение положительных эмоций во всех видах двигательной активности;

 ● обязательное использование подвижных игр с циклическими упражнениями;

 ● моторная плотность прогулок должна быть не менее 60 %.

Особое значение в программе придается приоритету общечеловеческих ценностей, национальных культурных ценностей, национальных культурных традиций, этнических особенностей региона, укреплению связей дошкольного учреждения с семьей, селом, прежде всего с культурно-образовательными, спортивно-оздоровительными учреждениями, реализации деятельностного подхода в формировании личности; ориентация родителей на конструктивные партнерские взаимоотношения с работниками детского сада.

Здоровьесберегающее пространство способствует профилактике различного рода негативных тенденций в среде детей и подростков, успешной адаптации детей в детском саду и социуму (школа, библиотека, клуб и т.д.).

Программа предлагает создание творческой атмосферы для всех участников образовательного процесса, направлена на их профессиональный рост и развитие творческих способностей.

Научно-методические основы создание здоровьесберегающей среды в семье и ДОУ определяются приоритетом средств физической культуры в сохранении и укреплении здоровья детей с самого раннего возраста.

 

 

1.Основные направления плана программы.

Профилактическое.

 

  1. Обеспечение и организация благоприятного и безболезненного течения адаптации детей к условиям детского сада.
  2. Организация и надлежащее выполнение санитарно - гигиенического режима.
  3. Решение оздоровительных задач всеми средствами физического воспитания.
  4. Предупреждение острых заболеваний и психологического дискомфорта методами неспецифической медико – психолога - педагогической профилактики.
  5. Проведение доврачебных обследований по скрининг – программе и выявление патологий развития детей дошкольного возраста.
  6.  Проведение специальных, социальных и санитарных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

 

 

Организационное.

  1. Организация здоровье сберегающей,  развивающей среды детского сада.
  2. Определение показателей физического развития, двигательной активности и подготовленности, критериев здоровья детей дошкольного возраста методами комплексной диагностики.
  3. Составление индивидуальных планов оздоровления.
  4. Изучение передового педагогического, медицинского и психолого – педагогического опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных методик и технологий.
  5. Систематическое повышение квалификации педагогических работников и медицинских кадров.
  6. Пропаганда нетрадиционных методов оздоровления в коллективе детей, родителей и сотрудников детского сада.

Лечебное.

  1. Противорецидивная профилактика хронических заболеваний.
  2. Коррекция отдельных отклонений в физическом развитии.
    1. Профилактическое лечение тубинфецированных детей.
    2. Оказание скорой помощи при неотложных состояниях. 

© nmamon2detsad

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz