Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Нижнемамонский детский сад № 8 Верхнемамонского района Воронежской области»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА Педагогическим советом Заведующая МДОУ МДОУ «Нижнемамонский «Нижнемамонский детский сад № 8» детский сад №8» « 9 » июня2011г. Лукьянчикова В.В. Протокол №6 « 10 » июня 2011г.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПЛАН-ПРОГРАММА «ЗДОРОВИЧОК»
с. Нижний Мамон Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры. Много лет назад немецкий ученый М. Пешенкофер писал: «…не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчета, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаем цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных». Русская пословица очень ярко иллюстрирует эту мысль немецкого ученого: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – все потерял». В последние годы существенно вырос интерес к здоровью специалистов различных областей. Интерес к нему связан с той ролью, которое оно играет в процессе формирования и развития личности, а следовательно, настоящего и будущего общества в целом. Особенно заставляет обратить на себя внимание здоровью будущего поколения. Обладая врожденной защитой, ребенок очень чутко реагирует на происходящие в обществе изменения в системе внутрисемейных отношений и социально-культурного сообщества, в которое он попадает в первые годы своей жизни. В связи с кризисным состоянием современного общества увеличивается число заболеваемости и инвалидности детей в ранние годы. Дошкольное детство – короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет огромное значение, так как развитие идет бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребенка. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Все лучшее общество стремиться отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения Земли, и забота об их будущем является одной из основных задач государства. Здоровье детей – это будущее страны, здоровье основных ее институтов. Статистики подсчитали, что если устранить нездоровое поведение членов семьи (и детей и взрослых), лежащее в основе большей части болезней, риск развития многих заболевания и отклонений в развитии ребенка может уменьшиться более чем наполовину. Однако здоровье не существует само по себе раз данное, постоянно и неизменно. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранить и улучшить здоровье - огромная каждодневная работа, начиная с рождения. И особое значение принадлежит первым годам жизни ребенка. Неуклонно уменьшается число здоровых детей, одновременно с этим возрастает количество детей-инвалидов. Растет число детей, страдающие заболеваниями нервной системы, органов чувств, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта и др.. Особую озабоченность общества вызывает детский травматизм, наркомания и токсикомания, табакокурение. В настоящее время пути и средства оздоровления детей-дошкольников сводится в основном к комплексу профилактических мероприятий, то есть утверждается принцип «Здоровье – это отсутствие болезней». В современных экономических условиях из-за недостаточного финансирования в здравоохранении снижается объем профилактической работы. В связи с этим возрастает значение воспитания здорового образа жизни каждого человека. Актуальным становится утверждение Н. М. Амосова: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем». В этих условиях особенно важной становится задача сохранение и укрепления здоровья детей в процессе дошкольного образования и воспитания. Эта задача должна решатся не только с помощью медицины, но и с использованием педагогических методов, путем внедрения способов и средств неспецифичной профилактики заболеваний. Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные паталогии здоровья и пути их исправления: основы управления собственным здоровьем и выживания в современных условиях жизни, т. е. уже с раннего возраста ребенок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, учителем, психотерапевтом, тренером. Он должен получить базовые знания, которые помогут ему в дальнейшей жизни. Учится управлять своим здоровьем следует с самого рождения, и успех такого обучения на начальном этапе зависит от знаний и умений воспитателей и педагогов. В настоящее время проблемы здоровья и подготовки детей к школе стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Для решения этой проблемы в детском саду разработана комплексная система оздоровления детей, включающая лечебно - профилактическую и физкультурно-оздоровительные мероприятия, которую постоянно совершенствуем. Система предлагает обеспечения необходимых условий: помещения, медицинской аппаратуры, дорожек здоровья, спортивного оборудования, атрибутов для игр, фито бара. Физическое развитие - здоровье детей неразрывно с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием, поэтому мы придумали интерьеры групповой комнаты и других помещений, организация уголков уединения. Здоровья сберегающую среду надо рассматривать как комплекс социально – гигиенических, психолога – педагогических, экологических, физкультурно–оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в семье и детском саду. К основным характеристикам этой среды относится: - морально – психологический климат; - экологию и гигиену; - современный дизайн; - рациональный режим жизни, труда и отдыха; - современные образовательные программы, методики и технологии. В основу разработки концептуальных направлений развития закладываем следующие задачи. ● Формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе. ● Использование в образовательной деятельности детского сада духовно – нравственного и культурного потенциала села, ближайшего окружения, воспитания детей на традициях русской культуры. ● Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала. ● Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни. Ведущими принципами организации здоровье сберегающей среды является: - динамизм (возможность изменения, преобразования); - открытость (связь с другими социальными институтами, с социумом в целом); - гибкость (учет возможностей как субъектов образования, так и социально-культурного пространства); - саморазвитие и взаимосвязь педагогических подсистем (воспитание, образование, развитие, управление). В основе здоровьесберегающего аспекта лежат основные положения, разработанные доктором медицинских наук Ю.Ф.Змановским: ● применение психогигиенических средств и методов; ● реализация оригинальной системы закаливания; ● создание условий для оздоровительных режимов. Важнейшим разделом программы является рациональная организация двигательной активности детей на открытом воздухе, при разработке которой мы руководствовались такими положениями как ● необходимость преобладания циклических, прежде всего беговых, упражнений и их комбинаций; ● целесообразность частой смены упражнений, при многократной (8-12 раз) повторяемости каждого; ● необходимость формирования у детей осознанного отношения к выполнению упражнений; ● обеспечение положительных эмоций во всех видах двигательной активности; ● обязательное использование подвижных игр с циклическими упражнениями; ● моторная плотность прогулок должна быть не менее 60 %. Особое значение в программе придается приоритету общечеловеческих ценностей, национальных культурных ценностей, национальных культурных традиций, этнических особенностей региона, укреплению связей дошкольного учреждения с семьей, селом, прежде всего с культурно-образовательными, спортивно-оздоровительными учреждениями, реализации деятельностного подхода в формировании личности; ориентация родителей на конструктивные партнерские взаимоотношения с работниками детского сада. Здоровьесберегающее пространство способствует профилактике различного рода негативных тенденций в среде детей и подростков, успешной адаптации детей в детском саду и социуму (школа, библиотека, клуб и т.д.). Программа предлагает создание творческой атмосферы для всех участников образовательного процесса, направлена на их профессиональный рост и развитие творческих способностей. Научно-методические основы создание здоровьесберегающей среды в семье и ДОУ определяются приоритетом средств физической культуры в сохранении и укреплении здоровья детей с самого раннего возраста.
1.Основные направления плана программы. Профилактическое.
Организационное.
Лечебное.
|
|
|
© nmamon2detsad |